Контакты и помощь
+375
(29)
(44)
550 77 99

Что такое BMX?

BMX (от англ. «Bicycle motocross») изначально называли особый вид велосипедов для подготовки к мотокроссу подростков. Он был изобретен в 60-е годы ХХ века. Позже такая езда превратилась в отдельный вид велоспорта с множеством разновидностей. Две из них – BMX freestyle и BMX racing – стали олимпийскими спортивными дисциплинами.

Помимо сугубо спортивной сути имеется еще и культурная. Это часть молодежной субкультуры, средство самовыражения многих ее представителей. Повсюду в мире (и Россия не исключение) поклонники BMX объединяются и организовывают клубы по интересам. Кроме этого, стихийно возникают неофициальные, «уличные» объединения молодежи, увлеченной BMX. И это прекрасно, ведь так подростки включаются в активный образ жизни, развивают свои волевые качества.

Как отдельное направление велоспорта этот экстремальный вид катания сформировался в 1970-х годах в Калифорнии. Это было время особенной популярности мотокросса. Многие подростки также желали участвовать в соревнованиях. Однако они не имели такой возможности: профессиональные кроссовые мотоциклы были им недоступны. Поэтому трюки повторялись на велосипедах, которые были практически у каждого.

Но функциональности обычных велосипедов не доставало для экстремального катания. И молодые люди массово начали адаптировать их для этого своими руками. Явление стало настолько распространенным, что некоторые велопроизводители обратили на него свое внимание. Первыми начали выпускать велосипеды ВМХ бренды Haro, GT, Mongoose, Hutch и Skyway. Так трюковые велосипеды начали профессионально разрабатываться инженерами. Вскоре на заводах были выпущены их первые модели.

Конечно, они заметно отличались от современных внешне и по функциональности. Но с основной задачей – созданием велосипеда для выполнения трюков – разработчики справились. Теперь оставалось лишь совершенствовать разработанные модели, учитывая нюансы экстремальной езды. Аббревиатура BMX обрела новый смысл – Modified Bike X-treme. Дословно это можно перевести как «модифицированный велосипед для экстрима».

Основные направления в BMX

Сегодня существует много ответвлений BMX, каждое из которых имеет свою армию фанатов. Мы расскажем о наиболее известных из них.

  1. 1. Рейсинг (racing, в переводе с англ. – «гонка») – одна из первых и самых скоростных разновидностей BMX. Трассы для соревнований по рейсингу абсолютно идентичны трассам для мотокросса. Они насыщены крутыми поворотами, трамплинами и прочими препятствиями. Для этих трасс используется обычно классическое грунтовое покрытие. Однако все чаще его заменяют асфальтовым или синтетическим.
  2. Флетлэнд или сокращенно «флет» (flatland от англ. «flat» – плоская, «land» – земля) – медленный, но достаточно впечатляющий подвид BMX. Здесь отсутствуют трамплины и спуски, а действие происходит на плоской поверхности. Трюки выполняются сериями, что выглядит очень зрелищно.
  3. Стрит-райдинг (street-riding от англ. «street» – улица и «riding» – ездить) или стрит – наиболее известное направление трюкового катания. Имеет много последователей, так как для него не нужна трасса. Стрит-райдеры выполняют разные трюки прямо на улицах. Препятствиями может служить что угодно: лестницы, поручни, перила, пандусы, скамьи, бордюры и прочее. Часто у поклонников стрита возникают проблемы с законом из-за порчи госимущества. Однако прямого запрета на такую езду пока нет. Поэтому стрит-райдинг продолжает активно развиваться и привлекать все больше новых поклонников.
  4. Верт (vert от англ. «vertical» – вертикальный) – рамповое катание, когда велосипедист набирает скорость в специальном сооружении – рампе. Располагают ее на высоте 2-4 метров, поэтому опасность травм очень серьезная. Вылетая из рампы на большой скорости, райдер совершает трюки в полете.
  5. Дерт-джампинг (dirt jumping от англ. «dirt»– земля, грязь и «jumping» – прыгать) – подвид BMX, схожий с рейсингом. Также грунтовая трасса с препятствиями в виде трамплинов. Но здесь важна не скорость, а сложность выполнения элементов в полете после разгона с трамплина.

Как выбрать BMX-байк?

Велосипеды для разных ответвлений BMX, в целом, схожи между собой. Из общего можно выделить следующие особенности:

  • облегченная рама повышенной прочности. Для бюджетных моделей их изготавливают из стали, для более дорогих – из карбона, титана, сплава хрома и молибдена. Расположена рама низко;
  • передача одна, скорость регулируется изменением числа зубьев на звездочке;
  • небольшой диаметр колес (обычно около 20 дюймов);
  • особое устройство рулевой вилки, позволяющее проворачивать руль более чем на 360°, и не спутывать при этом тормозные тросики;
  • высокое положение руля, параллельное вилке. Для повышения прочности он также изготавливается из прочных сплавов металлов;
  • наличие пег – специальных приспособлений для упора ног, крепящихся на оси велосипеда. Без них невозможно выполнение многих трюков. Однако в рейсинге и дерт-джампинге пеги не нужны.

Заметим также, что рейсинговые модели BMX-байков все же заметно отличаются от собратьев. Их рама длиннее и легче. Поэтому приобретают их прицельно для этого вида езды. Модели для остальных подвидов BMX пригодны для модернизации. Переоборудовав, на них можно кататься в любых других дисциплинах BMX.

При выборе BMX велосипеда нужно придерживаться определенных правил:

  • выбрать стиль, в котором собираетесь кататься;
  • знать свой рост, чтобы определить нужную длину рамы;
  • учитывать вес велосипеда;
  • выбирать модели с промышленными подшипниками и максимально прочными материалами изготовления;
  • по возможности отказаться от рам из труб со сварными швами, так как нагрузка в BMX очень серьезная.

Выбрав определенную модель, не лишним будет почитать о ней отзывы покупателей. Прекрасно, если в магазине есть возможность взять понравившийся велосипед для тест-драйва.

BMX – это больше, чем просто стиль катания. Это трюки, риск, яркие эмоции. Все это ищут и находят в нем фанаты экстремального велосипедного катания.